Научно-исследовательский центр - Эмоциональная реакция человека на цвета
Цветовое различие Цветовое различиеЗначение понятия "цветовое различие": Даже при этих ограничениях, однако, необходимо более подробно рассмотреть, что подразумевается под цветовыми...
Колориметрия КолориметрияДля колориметрических измерений обычно используют специальные приборы, которые устроены так, что цвет образца виден на одной половине поля, рассматриваемого...
Селективное рассеяние Селективное рассеяниеОб измерении спектральных кривых пропускания уже говорилось выше в связи с необходимостью использования в этих случаях приборов высокой чувствительности....
Характер этого явления иллюстрируется вклейкой XI. Правый и средний участки узора во втором ряду сверху отличаются лишь тем, что между красным и синим на правом участке начерчены черные линии, которых нет на среднем.

Во всем остальном оба участка идентичны и напечатаны одинаковыми красками (черное было напечатано с отдельного клише, на котором имелись только эти обводные линии). Легко заметить, что цвета участка с черными линиями темнее соответствующих цветов на среднем участке узора. Многим наблюдателям правый участок будет казаться более насыщенным, и на самом деле этот участок обладает более высоким контрастом.

Очевидно, черное зрительно добавляется к цветам правого участка, и поэтому они кажутся темнее, в то же время кажется, что между цветами существует увеличенное различие. Эффект настолько явный, что большинство наблюдателей видит четкую вертикальную линию на рисунке там, где начинается черная обводная линия. Такое же явление только с обратным знаком можно обнаружить на левом участке узора, где черные линии заменены белыми.

В этом случае белое добавляется к цветам, вызывая увеличение яркости и потерю насыщенности. Аналогичные явления легко заметить на других узорах вклейки. Необходимо указать, что изменение по яркости прямо противоположно нашим привычным понятиям о контрасте [83]. Наличие черной окантовки в изображении должно было "просветлить" цвета аналогично тому, как белая окантовка должна была вызвать потемнение цветов.

Другое явление такого же порядка, на которое не обращали должного внимания, есть "эффект расстояния". Соотношения между двумя цветами или группой цветов с малыми окрашенными участками при малом расстоянии до глаз совсем иные, нежели при больших расстояниях. Группа малых цветных пятен может образовать гармоничное единство на расстоянии 35-50 см и покажется совершенно разобщенной на расстоянии 3 ж и более; может быть также и наоборот.

Художественная картина может показаться вблизи плоской и малонасыщенной, а при увеличении расстояния может приобрести хорошую контрастность с умеренно насыщенными цветами. Наоборот, незамысловатый цветной образец в руке может выглядеть значительно более насыщенным, чем при наблюдении через всю комнату даже при равной интенсивности освещения. Читатель, вероятно, понимает, что объяснить такое явление непросто.
Список страниц: 1 2
Контактные данныеНаш адрес: Москва, Алексея Дикого ул., 19Б
+7 (495) 225 25 33 +7 (495) 235 75 40 тел.
2014 © Все права защищены
При копировании информации обратная ссылка обязательна